Вопросы-вопросы-вопросы. Неужели он, Рыжий, задавая их, действительно не понимает, неужели его картина мира действительно настолько ограничена? От того тона, каким они заданы, Джей замирает невольно, опуская руку, а синие глаза, устремленные на брата темнеют - стремительно. Что это за ощущение? Что это за алые искры мелькают на мгновение? Злость? Да, кажется, это именно злость, но на него ли самого? Знойный полдень перестает быть таким, словно выцветая за считанные мгновения, пропитываясь изнутри прикосновениями холода, прикосновениями совершенно иной, очень и очень далекой отсюда вечности - изнутри нее самой. Солнце все так же стоит высоко, продолжая свое неторопливое шествие по небосводу, все так же ветер пахнет речной водой, тростником и песком. Они все еще рядом - и под ладонью все еще шершавые и грубые, но теплые, нагретые камни сложенного людьми колодца. Тишина и молчание длятся недолго, недолго, но, кажется, что вечность, пока остановившимся, замершим взглядом она рассматривает и не видит утоптанную землю под своими босыми ногами.
Они - не люди, они - воплощения. Те, кто были много раньше, и здесь, в этом маленьком мире, и там, за его пределами. Те, кто спускается сюда, на землю, кого почитают, словно богов... Но стоят ли они этого? Или не напрасно мифы, что рассказывают о них люди, порой на самом-то деле становятся вовсе не прекрасными сказками. Они полны жестокости и злости, зачастую - обмана, величия, силы, окутаны ореолом славы и прославления, но на самом-то деле порой вызывают и редкое, почти что выворачивающее изнутри отвращение и - усталость. Ту самую усталость, которая наваливается сейчас мягким, душным покрывалом на плечи. Ту самую горькую усталость, смешанную с разочарованием, которая заставляет вздрагивать почти что всем телом, как от пробегающего по спине мороза. Вопросы... Как легко на самом деле спрашивать и как безумно трудно искать ответы. Искать - в том числе и для самой себя.
Люди, смертные, те, кто ходит по земле, те, кто медленно, мучительно и трудно поднимаются с колен, добывая свое собственное будущее с кажущимися неподъемными усилиями. Человечество - как тот ребенок, что еще недавно ползал в грязи, хватаясь за все подряд, то царапаясь, то обжигаясь, и - как ни противно, испражняясь под себя. Но этот ребенок подрос, и учится теперь ходить, учится говорить, учится так многому, а они... А что они? Все так же смотрят на него со снисходительной брезгливостью и высокомерным чувством собственного превосходства, не утруждая себя даже подойти поближе, протянуть, действительно протянуть руку, чтобы поддержать - по-настоящему.
Вопросы...
- А ты думаешь, что те, кого ты называешь семьей, те, кем ты дорожишь, и кого защищаешь, настолько лучше? - в голосе холод, пронзительный, острый, как обломки льда, припорошенный багряными искрами. В голосе строгость и серьезность, и кажущаяся безграничной усталость. Мир, вселенная - мозаика, сплетенная из энергий, из порывов и эмоций, трепещущее, находящееся в постоянном движении полотно, стремящееся разорваться, распасться на отдельные нити, на отдельные осколки рассыпаться, переварить себя же. Гармония вечного хаоса, равновесие бесконечного беспорядка, которое никогда, не будет в полной мере достигнуто. Каждый день, каждое мгновение, держать его в руках, смотреть и пытаться удержать, прошивая его стежками серебра, и все равно снова и снова видеть, как рассыпается оно на пальцы. Чьими стараниями? Людей ли?..
- Чем так уж отличаются от людей воплощения? Те, кто играет с другими, с живыми, как заблагорассудится, словно с игрушками, что ничего не стоят? Те, кто выпивает жизнь - до дна, не оставляя ничего взамен? Те, кто до сих пор, живя тысячи и тысячи лет, пока солнце здесь, на земле, проходит по небу, и сменяются сотни поколений людей, и так и сами не понимают и не хотят понимать, зачем живут, мечутся, и ведут себя при этом словно капризные дети? Ты говоришь, что люди отыгрываются на тех, кто слабее? Но посмотри вокруг, так ли безгрешны при этом те из нас, кто поступает точно так же, с нашими братьями и сестрами и - с самими людьми, со смертными, обращаясь с ними так, словно они животные и скот, ведь они точно слабее, и, может быть, только поэтому хуже? А ведь люди мыслят и чувствуют, и кому как не тебе это понимать. Откуда такое высокомерие? Откуда в вас эта уверенность в нашей исключительности? Или никто из нас не мечется, не зная, куда себя деть, и не совершает никаких ошибок? Или, быть может, ни одному из нас не приходят в голову мысли о бегстве, об исчезновении там, где нужно эти ошибки признать, где нужно встать и пойти дальше, исправляя их, а не малодушно сводя с собой счеты? Как можешь - ты - осуждать их за такое?
Как?! Как может он, прямо сейчас, глядя ей в глаза, спрашивать такое? Как может он обвинять людей, тех людей, что в порыве отчаяния ли, безумия ли, боли и страдания, что бы ни послужило им причиной, находящих только один выход - смерть. Как может именно он прямо сейчас осуждать их выбор, едва-едва сам не отступившись, не исчезнув, не растворившись под грузом вины? Как?! Как, после всего того, что случилось, можно говорить о таком... Такими словами?
Холодно. Как же холодно... Медленно выдыхая, Джей смотрит брату в глаза. Внимательно, пристально, строго и с неподдельной, совершенно искренней грустью. Больно. Думать о таком - больно. Выслушивать его, словно мальчишку, который сам только что чуть не разбился насмерть, осуждающего других за такой же риск, больно. А ведь он сам почти сдался. Ведь он сам выбрал - исчезнуть. Как ясно, как остро, до подступающей к горлу паники, видела она это в вихре песка и энергии, дотянувшись до крохотной в тот момент, отравленной и почти угасшей алой искры его сознания. Неужели он, познав эту глубину, это безнадежность и груз вины, так и не понял, какой неподъемной может оказаться порой ноша? А ведь люди слабее, а ведь они не бессмертны. А ведь им ошибки даются дороже, и исправить их зачастую уже просто нельзя...
- Эгоизм и стремление к наживе? А те из нас, что стремятся как можно больше и совершенно бессмысленно выжать, выбрать, высосать энергии, не понимая даже толком, зачем она им, разве не наживаются при этом на тех же людях? Разве не эгоистично плюют на все и на всех в угоду собственным... Желаниям?
Скольких она уже видела таких среди воплощенных? Их семья далеко не безгрешна. Они - те же люди, такие, какими только что описал их Гнев. Те же люди, что идут по головам друг друга, что сами не знают, зачем живут и бесятся не то от скуки, не то от дарованного судьбой всемогущества, ставя себя выше других. Перед лицом вечности и пустоты, перед абсолютным и равнодушным, вечно дремлющим ничто - они те же люди и те же дети, не способные ответить порой на простейший вопрос "зачем". Как легко это увидеть, и как больно на самом деле на это смотреть, и как же трудно единожды увидев, принять. А, приняв - не можешь не оказаться здесь, внизу, принимая и тех, кто стоит у основания лестницы, не протянуть руку тем, кому еще только предстоит подняться.
- Люди - такие же как мы, Гнев. А мы - такие же как люди. Потому что они - наше смертное подобие, лишенное истинных сил и знаний о мире. Они те, кого мы создали, - слова, словно чеканкой по металлу, - По. Своему. Подобию. И наполнили их собственной же силой, собственной энергией же. Человечество - сосуд, в который стекается, в котором бурлит и кипит, перемешивается энергия каждого из нас, порождая порой то чудовищ, то чудеса. Их ведут и подталкивают эмоции, ими руководят их чувства, толкают на необдуманное, затмевают разум. Именно в чувствах ты винишь их? Но это не их вина, как и не наша, что и они, и мы - такие, какие мы есть. Мы наполнили сосуд водами целого океана и удивляемся, что он еще не треснул, разбиваясь?
"И если люди так плохи, то чем мы лучше?! Если людям бы лучше исчезнуть, так может, и нам всем не должно было тогда существовать?!" - от этой мысли бросает в дрожь, от нее хочется встать и уйти, от нее перед глазами так живо, словно только что, мгновение назад, встает воспоминанием мучительный, наполненный пронзительной болью борьбы с собственным "я", с голосом пустоты, с собственной единственно предназначенной функцией, выбор. Выбор, который был сделан, и который приходится делать снова, и снова, и снова. Каждый день, каждый раз доказывая себе, что он верен, что будущее, яркое, наполненное красками будущее, лучше холода ничто и смерти.
- Ты сожалеешь о брате, несмотря на то, что он творил, когда я прикоснулась к тебе, ты думал о том, а был ли шанс понять его и друг друга. Шанс есть всегда, если только научиться смотреть и научиться видеть.
С пальцев стекает энергия. Ее немного, ее слишком мало, но сейчас это не имеет значения, и полупрозрачные серебристые весы замирают между ней и Огненным братом на камнях колодца, словно сотканные изо льда. Черный шар ложится на одну из чаш, и кажется, вот-вот под его тяжестью она рухнет, увлекаемая вниз, но, словно сама собой на другой - возникает искра из чистого света, не уравновешивая, но удерживая от неминуемого падения.
- На все плохое, всегда есть хорошее, и только от нас, от каждого из нас зависит то, чем наполнятся чаши. И у нас, воплощений, и у людей. Ты видишь черноту и она застилает тебе глаза, но посмотри вокруг. Что ты видишь? Вот хлеб, который люди подарили нам, зная кто мы. Тебе - зная, что ты пришел вместе с бурей. Это - принятие. Они умеют принимать и умеют прощать, - черный шар становится светлее, а непроглядная тьма сменяется в нем тенью ночного неба, - Девочка, маленький ребенок, которого могло не стать, обняла тебя, потому что я сказала ей, что ты друг. Это - вера, и они умеют верить, - еще светлее, - Когда они злятся, они совершают ошибки, но эта же злость так часто сохраняет им жизнь, придавая сил - бежать или бороться. Это - стремление защищать, хотя бы самих себя, и тех, кто им дорог, - по темному, алой, с рыжим отблеском прожилкой рассвета расцветает полоса, - Они любят, друг друга, своих детей, они трудятся, они любознательны и познают новое, им дано творить и созидать, даже если результат их творения прост, но он же и совершенен в этой простоте, - Джей касается искусно вплетенного в узор из сухой травы гладкого голубого с льдисто-белыми прожилками камня на свей шее, - Это - их творение, не мое, и это - их подарок. Они умеют быть щедрыми и знают, что такое благодарность. И, даже поклоняясь тому, что вокруг, солнцу, например, или бурям, они благодарят за то, что им даровано, а не только испытывают страх. Они находчивы и в бою могут быть бесстрашны. Они ведомы, но они же загораются идеями так легко, словно вспыхивают. Ненавидят, но даже это придает им сил двигаться дальше.
Чаши весов все ближе и ближе друг к другу, переливаются, перетекают, наполняются красками, пока она, их хранительница, продолжает говорить и рассказывать. Рассказывать о верности, о дружбе, о честности и бескорыстности, что тоже свойственны людям. Об их стремлении к красоте и гармонии даже там, где им дано для этого так мало.
- Да, им свойственно зло, но и добра в них немало, - почти-равновесие, и Джей касается пальцами чаш, обводит их по краю, почти что ласково, и от этого прикосновения оттенки вспыхивают ярче, - И так же, как я однажды приняла существование цвета и хаоса, найдя в них красоту и гармонию, понимая, как это будет больно, так же, как я восхищаюсь жизнью и чувствами, даже не понимая их до конца, так же, как я вижу удивительную суть каждого из нашей семьи, точно так же я принимаю и людей... Я вижу дурное в хорошем, брат, но я же вижу и хорошее в дурном. Я знаю, что не бывает только черного цвета без белого и не бывает света без тьмы. И, если глядя на тебя, я вижу в тебе и то и другое, почему я должна видеть иначе весь остальной мир вокруг?
Отповедь. После такого остается только перевести дыхание, глядя на мерно покачивающиеся, то вспыхивающие, то тяжелеющие чаши. Баланс мироздания. Баланс жизни и смерти, хорошего и плохого. Вечное движение, перетекающие друг в друга оттенки. Кувшин с уже нагревшейся на солнце водой кажется почти что спасением для пересохших почти что губ и она тянется к нему, делает несколько глотков отводя снова взгляд, скользя им по стенам домов. Когда-нибудь здесь будет город, настоящий, большой, процветающий город, и расписные лодки, груженые товарами и предметами искусства будут во множестве плыть по реке. Когда-нибудь в тени этих деревьев, на выделанном из тростника папирусе, будут сидеть и писать люди первые своды законов и первые книги. Когда-нибудь, и, по меркам их, воплощений, уже совсем скоро. А пока... Поднявшись с камня, Джей успокаивающе касается руки брата, качая головой. Нет, она не уходит после всего сказанного, не бросает его одного со всеми этими словами, мыслями, наедине с ее весами и тем, что творится у него в голове. Она сейчас вернется, и нужно только лишь немного подождать и немного - поверить и довериться.
Она действительно возвращается. Не проходит и нескольких минут. И снова садится рядом, устраивая в своих руках на коленях грубоватую, но вполне уже настоящую арфу, по форме чем-то напоминающую лук с натянутыми струнами. Человеческое изобретение, слишком грубое по сравнению с теми, что в Верхнем Пределе, с теми, к которым они, воплощения, привыкли, но - настоящее, материальное, теплое и живое вложенным в него трудом, прикосновениями рук. Инструмент, созданный теми, кого ее брат так силился и... Мог ли понять?
- Музыка в руках музыканта, - касаясь пальцами струн, Джей снова смотрит на Гнева, внимательно, но в эту внимательность снова возвращается мягкость и тепло, почти что бережное принятие его самого, со всеми его ошибками, мыслями, вопросам и порывами, со всеми его заботами и непониманием. Его самого, такого, какой он есть. Рыжего, вспыльчивого, ищущего свой путь, бросающегося на помощь без раздумий, способного спалить дотла и обжечь, но и согреть своим теплом - тоже.
- И не виноват инструмент, коли тот музыкант бездарен. Человечество пойдет дальше в будущее, и создаст его своими руками. Не сразу, не быстро, но создаст. Им это дано. Потому что они - такие же как мы. Они чувствуют, у них есть душа, и в этих чувствах они не только разрушают, то и творят.
Струны отзываются мелодичным звуком, простым, но чистым, каким-то искренним, и, прикрывая ненадолго глаза, Джей улыбается, склоняя голову, начиная играть. Да, она - воплощение, да, она - судья этого мира, но и ей порой просто хочется жить. Среди людей ли, среди воплощений. Просто жить, творя свою собственную мелодию, которую, быть может, никто никогда не услышит, не оценит и не поймет, принимая этот мир и всех, кто в нем, видя его недостатки, но и не отказываясь и от предлагаемых достоинств. Равновесия никогда не будет, но это не значит, что к гармонии не нужно стремиться. А сейчас... Прямо сейчас, это просто гармония звука, как подарок... Ее подарок брату, тому, чье понимание ей хотелось бы, наверное, увидеть больше, чем чье-либо другое в этом мире. Тому, кто, хотелось бы, чтобы ее действительно услышал.
[icon]http://s8.uploads.ru/r4dxO.jpg[/icon]